Афоризмы Фомы Аквинского

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бесполезны

Историческое значение средневековой теологической философии:

· Стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения;

· Способствовала выделению в философии гносеологии – самостоятельного учения о познании;

· Способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;

· Положила начало появлению в будущем эмпирического (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии;

· Пробудило интерес к осмыслению исторического процесса;

· Выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении.

Основные понятия:

· Теоцентризм – в центре философствования средневековья находился, прежде всего, Бог, а уже после – его творения. Учение, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

· Креационизм – догмат о сотворении Богом мира «из ничего» по своей воле, а не в силу природной необходимости;

· Теодицея – оправдание Бога за существование в мире зла;

· Эсхатология – учение о конечности существования мира (о конце света);

· Провиденциализм – истолкование истории как осуществление божественного плана;

· Монотеизм – поклонение одному богу, единобожие;

· Догмат – положение, которое принимается на веру;

· Патристика – совокупность философско-теологических учений христианских мыслителей 2-8 вв.

· Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рацианально обосновать и систематизировать христианское учение;

· Томизм – учение Фомы Аквинского;

· Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога;

· Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии;

· Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия – только имена.

· Политеизм – поклонение многим богам, многобожие;

· Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычества;

· Деизм – учение, которое признает Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося (после творения) по своим собственным законам;

· Эссенция – сущность вещи;

· Экзистенция – существование вещи;

· Универсалии – общие понятия;

· Аверроизм – учение Ибн-Рушда (Аверроэса), включающее учение о двойственной истине – истине философии и истине религии – которые не противоречат друг другу. Религия предписывает человеку, как поступить, а философия постигает абсолютную истину;



· Клерикализм – влияние, вторжение церкви и религии в общественную и частную жизнь общества.

В конце концов у всех одна судьба -

Смерть ждет и властелина и раба.

Был прав мудрец, сказал нам в назиданье,

Что не бывает зла без наказанья.

Порою зоркость нам нужней, чем сила,

Беспечность многих сильных погубила.

Кто уст не запирает на замок,

Теряет голову свою не в срок.

И помни, что уменье что-то скрыть

Порой ценней уменья говорить.

Мудрец глупеет от любви к вину,

Глупец еще быстрей идет ко дну...

Сынам своей или чужой земли

Того, что дать не можешь, не сули.

Злым людям люди глупые сродни,

Способны только враждовать они.

Юсуф из Баласагуна (жил в XI веке)


7045283551822291.html
7045333468068055.html
    PR.RU™