Качество решения, его составляющие и факторы, влияющие на него.

Принятие управленческих решений и повышение их качества является важной проблемой.

Факторы, определяющие качество и эффективность УР, могут классифицироваться по различным признакам как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды):

* законы объективного мира, связанные с принятием и реализацией УР;

* четкую формулировку цели для чего принимается УР, какие реальные результаты могут быть достигнуты, как измерить, соотнести поставленную цель и достигнутые результаты;

* объем и ценность располагаемой информации — для успешного принятия УР главным является не объём информации, а ценность, определяемая уровнем профессионализма, опыта, интуицией кадров;

* время разработки УР — как правило, управленческое решение всегда принимается в условиях дефицита времени и чрезвычайных обстоятельств (дефицита ресурсов, активности конкурентов, рыночной конъюнктуры, непоследовательного поведения политиков);

* организационные структуры управления;

* формы и методы осуществления управленческой деятельности;

* методы и методики разработки и реализации УР

(например, если фирма лидирует — методика одна, если следует за другими — иная);

* субъективность оценки варианта выбора решения. Чем более неординарным является УР, тем субъективнее оценка.

* состояние управляющей и управляемой систем (психологический климат, авторитет руководителя, профессионально-квалификационный состав кадров и тд.);

систему экспертных оценок уровня качества и эффективности УР.

№50. Формы принятия управленческих решений. Коллективный выбор и коллективное решение.

Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет соответственно индивидуальным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т. е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие решения называются групповыми. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводит к широкому распространению групповых форм принятия решений.

Классификация форм принятия решений:

1. Содержание: Социальные, экономические, технические, политические, военные и др.

2. Содержательно-функциональный: Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др.

3. Лица, принимающие решения: Индивидуальное, Групповое

4. Управленческая ситуация: Принятие решения как процесс, Принятие решения как выбор

5. Степень неопределенности (полноты информации): Решения в условиях определенности. Решения в условиях риска (вероятностной определенности). Решения в условиях неопределенности



(частичной или полной)

6. Направленность на: решение внешних проблем, внутренних проблем

7. Число целей: Одноцелевые, Многоцелевые

8. Степень охвата и влияния (срок действия), Стратегические (долгосрочные), Тактические (среднесрочные), Оперативные (текущие)

9. По возможности программирования Программируемые, непрограммируемые

10. Возможность формализации: Полностью формализуемые,

Частично формализуемые, Неформализуемые

11. Обязательность выполнения: директивные Рекомендательные

12. Важность: Важные, Маловажные

13. Уровень управления: Государственные, Региональные, Решения на уровне отдельных организаций, Решения внутри организаций

14. Уровень творчества: Рутинные, Творческие

15. Степень повторяемости: Периодически повторяющиеся, Не периодические, Уникальные

16. Функции управления: Плановые, Организационные, мотивационные, Контрольные

17. Форма: Письменные, Устные, На электронных носителях

18. Срочность: Срочные, Несрочные

19. Подход к принятию решения: Интуитивные Основанные на суждении, Рациональные.

№51.Понятие управленческой проблемы. Характер проблем, решаемых менеджерами.

Управленческая проблема представляет собой сложный вопрос, задачу, требующую своего уяснения, изучения, оценки и решения.

Проблемы всегда имеют определенное содержание, возникают в свое время и на своем месте.

“Выявление управленческой проблемы” требует выполнения следующих операций.

1. Анализ ситуации или объекта по качественным и ресурсным показателям.

2. Сравнение эффективности объекта с лучшими мировыми.

достижениями в данной области.

3. Определение расхождения показателей анализируемых объектов.

4. Анализ литературных источников, патентного фонда, отчетов о НИР, рекламаций и претензий потребителей.

5. Анализ организационно-технического уровня производства у изготовителя и основных потребителей.

б. Формирование направлений развития объекта и т.д.

Управленческие проблемы классифицируется по:

-степень важности и срочности.

-масштабы последствий

-численность организаций и лиц

-возможность решения проблемы с наименьшими затратами и в оптимальные срока;

-степень риска,

-степень структуризации и формализации.


6900047681190510.html
6900076617834986.html
    PR.RU™