Легенды и мифы

Легенды и мифы
Предыдущая27282930313233343536373839404142Следующая

Техно - это поле битвы умов, область активного мифотворчества. За техностоит если и не идеология, то по меньшей мере достаточно развитый комплексидей. Техно-люди некритично повторяют (говоря современным языком,семплируют) эти идеи, давным-давно превратившиеся в штампы.Техно якобы принципиально отличается от рок- и поп-музыки. Больше того,техно противостоит самому духу коммерциализированной поп-музыки. Постоянноподчеркивается то обстоятельство, что техно-трек - это не песня.

Pop

Действительно, основа поп-музыки - это песня. В идеале ожидается, чтопотребитель не заметит, что перед ним поп-музыка - то есть коммерческийпродукт или, в любом случае, определенное музыкальное явление со своимиусловностями и законами, - а будет считать, что имеет дело с "простопесней", которую может спеть кто угодно, например, он сам. Слушатель,напевающий услышанную по радио песню и полагающий, что она написана про негои для него - это типичное явление именно для поп-музыки.Принципиально важно, что песню поет живой человек, он хочет что-тосказать миру, как правило, раскрыть свою душу. Но от певца или певицы вовсене требуется быть искренними, и текст песни - это китч, заведомая фальшивка.Более полувека назад был сформулирован основной принцип поп-музыки:"It's a singer, not a song" (Все дело в певце, а не в песне). Уже в 30-егоды во всех цивилизованных странах был налажен конвейер по поточномупроизводству шлягеров, а вот производить на потоке любимчиков публики тогдаеще не умели.Этот основной принцип надо понимать так: если песню поет звезда, то имелодия окажется хорошей, и текст задушевным. И самое главное - слушательначнет себя идентифицировать с исполнителем. Чтобы помочь в этом делепотребителю, шоу-бизнес использует имидж поп-музыканта. Имидж - это нетолько экстравагантный внешний вид звезды. Это и то, что звезда говорит, вкаких ситуациях оказывается, как из них выпутывается и так далее. Имидж -это жизненная позиция, которую можно изложить в форме анекдота. Именно сэтим самым анекдотично-карикатурным имиджем и идентифицируют себяпоклонники, мечтающие блистать, как Мадонна, хамить, как Джонни Рогтен,любить, как Scorpions, спиваться, как Том Уэйтс, или страдать, как КуртКобейн.

Rock

Рок тоже базируется на песнях, которые поет живой человек. И рок-певецделает вид, что раскрывает миру свою душу, как правило, всем недовольную ибунтующую. Боль - а также радость - души лучше всего выражается луженойглоткой, тремя гитарными аккордами и малоизобретательным барабанным стуком.Рок, вообще говоря, - разновидность поп-музыки, ведь главное для попа -это самоидентификация слушателя с песней, уверенность, что песня обращаетсянепосредственно к нему. Поп эротичен, манерен, провокационен. И Элвис Пресли- это поп, и The Beatles, и АВВА, и Black Sabbath, и The Clash.Поп предлагает народонаселению не столько задушевные тексты иприлипчивые мелодии, сколько систему ценностей, Эрзац мировоззрения.Поп-музыка - прежде всего социальное явление. Собственно музыказанимает в нем довольно незначительное место: грубо говоря, подростки живутпод свою музыку, что-то чувствуют, надеются, ненавидят, делят себя на своихи чужих в зависимости от стиля музыки, даже часто ее слушают, но они ее неслышат. В равной степени это относится и к гитарному скрежету, и кзадушевным песням, и к звукам, извлеченным из ритм-машины и синтезатора. Ито, и другое, и третье - часть молодежной культуры.Употребляя выражение "молодежная культура", надо делать поправку наинфантилизм потребителей поп-продукции. Великовозрастные поклонники музыки60-х-70-х годов: хард-рока, джаз-рока, арт-рока -высокомерно ухмыляются,когда речь заходит о молодежной музыке, поскольку уверены, что техно - этомузыка для безмозглых тинейджеров, не способных оценить настоящее качество.Но все эти бесконечные The Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd, Doors,Queen, Uriah Heep, Genesis, Yes, Rainbow, Led Zeppelin, Grateful Dead... - икакие там еще есть "легенды и звезды" хиппи-рока? - и есть самая настоящаямузыка для безмозглых тинейджеров, по уши утонувших в своей молодежнойкультуре. Если кто-то, как дитя малое, никак не может отлепиться душой отнабившей оскомину подростковой музыки тридцатилетней давности, то это недает ему повод утверждать, что именно в ней скрыты подлинные сокровища.Чуждая всякой критичности влюбленность в хиппи-музон наполняет душувеликовозрастного инфантила непомерными восторгом и пафосом: "Классическийрок!" Да ведь он не менее примитивен, вторичен и убог, чем вся остальнаяпоп-продукция! И точно так же рассчитан на самый массовый вкус.Рок откровенно любуется своими бицепсами, высокой потенцией, обнаженноймускулистой грудью, красивыми волосами, демоническими глазами и загорелымискулами (все это - следствия повышенного содержания мужского гормонатестостерона). Рок омерзительно патетичен и театрально-мужествен. Все этоотносится и к Doors, и к Death: если уж петь, то не иначе как о вечных ивневременных проблемах добра и зла, жизни и смерти, веры и предательства, овечном проклятии, о трагедиях и катастрофах; если уж брать аккорд, то неиначе как в до-мажоре. Если притягивать за уши какую-то иную музыку, то неиначе как что-нибудь симфонически-струнное и надсадно-трагическое, называяэтот хлам классикой (голливудские кинокомпозиторы тоже так поступают).Слушая рок, его потребители приходят в восторг от того, что они -крепкие, сильные, жестокие, а главное красивые, мужчины, лишенные иллюзий.Все это, разумеется, не что иное, как ницшеанско-вагнерианский комплекс. Ноодного взгляда на лица металло-музы-кантов достаточно, чтобы увидеть: всеэти нордические одинокие герои - слюняво-сопливые участники деревенскойсамодеятельности.Металлорок - акустический эквивалент комиксов-страшилок. Не тольковнешний вид музыкантов и оформление их альбомов, но и их музыка - чистойводы клоунада.Разговоры о том, что рок дик - полная чушь. Металл - это исключительнострогая и чопорная музыка, помешанная на идее высокого исполнительскогомастерства. Но и разговорам о технических сложностях рока и о виртуозах вкожаных штанах верить никак нельзя. Действительно, существует гиперсложная втехническом отношении музыка, есть даже и такая, которую вовсе невозможноисполнить в соответствии с нотами - это выше человеческих сил. В качествепримера могут служить некоторые произведения таких композиторов, как ДжонКейдж, Карлхайнц Штокхаузен или Янис Ксенакис. Их пьесы берутся исполнятьочень немногие музыканты, а внятно это получается у единиц. Но, во-первых,это далеко не рок, а во-вторых, действительно виртуозное исполнение вовсе нестремится натужно демонстрировать свою техничность, музыка звучит легко иестественно. Кроме того, неспециалист часто не в состоянии оценить, чтоявляется технически сложным, а что - простым.Рок, который не гордится своей повышенной потенцией, называетсяальтернативным. Его делают пугливые сутулые юноши или хамского вида девицы.Альтернативный рок - это студенческо-героиновый балаган: крестьянская войнас шоу-бизнесом, восстание силезских ткачей.Наличие мелодии в рок-песне - дело необязательное, куда важнееприлипчивый гитарный рифф. Но все это - вещи второстепенные и с течениемвремени подвергшиеся изрядной инфляции: самое главное в роке -это громкостьзвука.Впрочем, Джастин Броадрик (Godflesh) уверен, что и этого про роксказать нельзя: "Рок-музыка вообще не имеет отношения ни к жестокости, ни креальности. Рок-музыка интересуется исключительно сбережением своих старыхклише и стереотипов. Заниматься роком - то же самое, что работать наконсервной фабрике: доставать селедку из одних жестяных банок и тут жезакатывать ее в новые".В любом случае, поп (и его частный случай - рок) должен "цеплять", тоесть не оставлять равнодушным. Только неравнодушный человек отправится вмагазин и купит звуконоситель. Звуконоситель хранят дома и дома же слушают.

Techno



В техно нет гитар, но что еще важнее - нет голосов живых людей. Затехно-музыкой не стоит человек. В техно нет песен и мелодий, а главное - нетпесенной структуры, то есть никто не считает, сколько тактов осталось доприпева. Техно вовсе не рождается на ваших глазах из чьей-то мятущейся илитихо ликующей души. Техно не льется из-под чьих-то виртуозных пальцев - утехно нет потеющего исполнителя.Но делать отсюда вывод, что техно получается само собой, без затратвремени, ума и сил - большая ошибка.В идеале слушателю техно не должно быть известно, кто его сделал. Инымисловами, техно избегает фотографий с чьими-то рожами и, как следствие,отказывается от звезд - у техно-ди-джеев и продюсеров нет имиджа.Отказываясь от звучащего слова, техно отказывается и от словапечатного: о техно буквально нечего сказать.В чем смысл техно, для чего оно вообще нужно? Нести радость людям.Причем не абстрактную радость, которую кто-то когда-то почувствует, а оченьконкретную - танцующим на танцполе должно быть радостно здесь и сейчас.Техно - сугубо функционально, то есть является инструментом: онопредназначено побуждать к танцам, но танцы эти - непростые. Танцуя подтехно, следует отключаться и впадать в экстаз.Westbam: "У техно нет никакого содержания, техно ничего не хочет тебесообщить и ничего не обещает в будущем. Техно ни к чему не призывает и нетребует никаких жертв. Техно дает сиюминутное чувство свободы. А такжесчастье. А также чувство, что ты не одинок. Вот и все". Дескать,теоретизировать на эту тему столь же глупо, как и объяснять, в чем состоитпрелесть водки.Принципиально важно, что танцующие не знают ни настоящего имениди-джея, ни названий пластинок. Обычным людям техно-грампластинки не нужны:потребитель потребляет техно в процессе танцев, в акте живого присутствия.Техно нельзя унести с собой домой - вы же не можете унести с собой пьяныйразгул, атмосферу рок-концерта или духоподъемный момент церковной службы.Иными словами, техно - это экзистенциальное переживание.Раз техно не продается публике в виде звуконосителей, оно функционируетвне коммерческих структур шоу-бизнеса: концерны звукозаписи, перешедшие накомпакт-диски, не могут наложить на него свою лапу.Техно - это музыка будущего, техно устремлено в будущее еще со временKraftwerk и Хуана Эткинса.Электронные звуки зовут в новое тысячелетие - к полетам на другиепланеты, а не к крестьянской сохе. Техно быстро развивается, техно - этоединственная область музыки, в которой наблюдается прогресс, все остальноенаходится в застое и упадке, в лучшем случае - пытается поспевать за техно,используя его достижения. Таким образом, техно оплодотворяет всю современнуюмузыку, выводит ее из кризиса.Техно изменило не только саунд нашей цивилизации, но и ее вид. Имеютсяв виду высокотехнологическая компьютерная графика, а также яркий иэкстравагантный стиль одежды и оформления интерьеров. Визуальный техно-стильликвидировал гадкую и закомплексованную эстетику 80-х.Техно - электронная музыка, ее развитие связано с бурным развитиемсверхсовременной аппаратуры, с применением высоких технологий.Техно - это не бум-бум-бум-бум! Техно сложно устроено. Техно обладаетдушой, движением. Техно обращается к чувствам.Ди-джей - это музыкант нового типа. Он не просто заводит грампластинки,он находится в живом контакте с танцующей толпой, он ее магнетизирует. Самипо себе техно-треки - это полуфабрикаты. Ди-джей, состыковывая треки ипуская их параллельно друг другу, изготовляет из этих полуфабрикатов живуюмузыку. Кстати, именно поэтому техно находится вне критики: музыкальныекритики сами не танцуют, а судят о техно по грампластинкам, то есть пополуфабрикатам. Но нельзя же судить о качестве ресторана, заглянув вхолодильник на кухне и пытаясь укусить замороженную курицу! (Знаменитыйаргумент Вестбама.)DJ Spooky - видный идеолог и теоретик ди-джейства. Он полагает, чтоди-джейская музыка творит будущее без прошлого. Звуки, которые попадают всемплер, вырываются из своего контекста, то есть лишаются истории,самостоятельного смысла и значения. Ди-джей создает новую музыкальную форму- микс. Это - музыка будущего. А музыка прошлого порезана на порционныекусочки, каждый из которых - лишь полуфабрикат.DJ Spooky: "Электронная музыка - это фольклор индустриального века.Ди-джей продолжает традицию средневековых бардов и менестрелей с той лишьразницей, что рассказывает свои истории с помощью бита. Для сравнения можноупомянуть традицию западноафриканских музыкантов-рассказчиков. Странствуя,они добавляют к своим поэмам маленькие детали, а что-то, наоборот,выкидывают, то есть фактически осуществляют перманентный ремикс. В любойкультуре есть хранители и распространители, которые накапливают и размножаютистории и легенды своего региона. Это и африканская, и европейская традиция.В современной электронной музыке мы обнаруживаем западноафриканскуювосприимчивость и европейскую технологию".Таким образом, ди-джей - это современный сказитель вроде Гомера.Ди-джей коллекционирует грампластинки, содержащие наше культурное достояние,а потом знакомит нас, беспамятных аборигенов, с нашими же собственнымилегендами и мифами. В том, что ди-джей - просветитель, выполняющий своюкультурную миссию, уверены очень многие ди-джей со стажем.DJ Spooky вывел замечательную формулу: дискотека = библиотека.

6898725207330645.html
6898790866963697.html
    PR.RU™