Транспортировка нефтепродуктов

Перевозки нефтепродуктов в нашей стране осуществляются железнодорожным, речным, морским, автомобильным, трубопроводным, а в ряде случаев и воздушным транспортом. Причем по трубопроводам транспортируют только светлые нефтепродукты (автомобильный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин), печное топливо и мазут, а другими видами транспорта перевозят все виды нефтепродуктов.

Сведения о распределении перевозок нефтепродуктов между различными видами транспорта в 1985 г. приведены в табл. 11.3.

Таблица 11.3

Использование различных видов транспорта в общем объеме перевозок нефтепродуктов в 1985 г., %

Вид транспорта Все нефтепродукты В том числе автобензины, дизтопливо и керосин
Трубопроводный 13,3 24,9
Железнодорожный 76,3 67,4
Речной 7,0 4,6
Морской (каботаж) 3,4 3,1

Как видно из табл. 11.3, основным способом транспортировки нефтепродуктов является железнодорожный. На его долю в 1985 г. приходилось 76,3 % объема перевозок всех нефтепродуктов и 67,4 % светлых. Обусловлено такое положение целым рядом факторов, главным из которых является относительно слабая развитость сети нефтепродуктопроводов в России. Такой вывод вытекает из сравнения данных табл. 11.3 с показателями работы различных видов транспорта в США (табл. 11.4), где протяженность нефтепродуктопроводов в несколько раз больше.

Таблица 11.4

Перевозки нефтепродуктов различными видами транспорта в США в 1985 г.

Виды транспорта Объем перевозок
млн. т %
Трубопроводный 461,8 40,3
Железнодорожный 19,5 1.7
Водный (включая морской каботаж) 315,0 27,5
Автомобильный 350,9 30,5

Возможные схемы доставки нефтепродуктов потребителям следующие.

При использовании трубопроводного транспорта нефтепродукты поступают с НПЗ на головную перекачивающую станцию и далее перекачиваются по магистральному нефтепродуктопроводу (МНПП). В конце МНПП находится крупная нефтебаза откуда нефтепродукты автоцистернами доставляются потребителям. Частичная реализация нефтепродуктов производится и по пути следования МИПП. Для этого производятся периодические сбросы нефтепродуктов на пункты налива железнодорожных цистерн, либо на попутные нефтебазы. Этот способ не имеет ограничений на дальность перевозок.

Другой способ - налив нефтепродуктов в автоцистерны непосредственно на НПЗ и доставка груза в них напрямую потребителям. В этом случае исключаются перегрузка нефтепродуктов с одного вида транспорта на другой, а, следовательно, и их потери при этом. Однако чем больше дальность транспортировки, тем больше нефтепродуктов уходит на собственное потребление автоцистерн. Поэтому автомобильный транспорт применяется преимущественно при небольшой дальности перевозок.



Два других способа в общем случае в пути предусматривают перевалку с одного вида транспорта на другой (с железнодорожного на водный или наоборот). Перевалка осуществляется с использованием резервуаров перевалочной нефтебазы. В конце пути нефтепродукты поступают на распределительную нефтебазу, с которой они автотранспортом доставляются близлежащим потребителям. Данные способы также не имеют ограничений на расстояние транспортирования. Однако чем выше дальность перевозок, тем больше требуется железнодорожных цистерн, танкеров и барж для доставки одного и того же количества нефтепродуктов. Кроме того при перевалках возникают дополнительные потери грузов.

Таким образом, хотя трубопроводный транспорт нефтепродуктов в нашей стране не является основным, он имеет большие перспективы для своего дальнейшего развития, т.к. наиболее удобен и допускает наименьшие потери транспортируемых продуктов.



6898580128305222.html
6898593226590981.html
    PR.RU™